МБОУ "Вадинская СОШ"
Смоленская область, Сафоновский район, пос. Вадино, ул. Советская, д.3
  • Классный руководитель

    ИНФОРМАЦИЯ

     Классному руководителю всегда принадлежала стержневая роль в формировании личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите прав и отстаивании его интересов.

         Классный руководитель — это педагог-профессионал, который становится для ребенка посредником между обществом и растущей личностью в усвоении основ культуры, выработанной человечеством на протяжении многих столетий.

         Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общество, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя. Что же такое классное руководство? В чем заключается его основная цель? Каковы его особенности, задачи, функции, формы работы, попытаемся разобраться в этом. «Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем о судьбе другого человека. Как важно, чтобы у детей был друг, о котором надо заботиться», данное высказывание принадлежит великому советскому педагогу-новатору Василию Александровичу Сухомлинскому, которое в полной мере можно отнести к деятельности классного руководителя. На определение понятию «классный руководитель» существует массу различных точек зрения, рассмотрим некоторые из них.

    В педагогическим словаре под редакцией Коджаспирова Г. М., классный руководитель — это педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребёнка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива.

    В пособие Рожкова М. И. «Классному руководителю» приводиться следующие определение: классный руководитель — педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни. И последние определение, конторе стало ключевым во всемирной паутине, классный руководитель — это лидером группы, носитель культуры, организатор и участник коллективной творческой деятельности детей, вдохновитель, опекун и друг своих воспитанников. Цель классного руководства — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. В чем же проявляются задачи классного руководителя?

    В задачи классного руководителя входит девять основных составляющих, среди которых:

    1. Формирование и развитие коллектива класса.

    2. Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.

    3. Формирование здорового образа жизни.

    4. Организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса. 5. Защита прав и интересов обучающихся.

    6. Организация системной работы с обучающимися в классе.

    7. Гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками.

    8. Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров.

    9. Организация социально значимой творческой деятельности обучающихся.

         А какие же функции выполняет классный руководитель? Деятельность классного руководителя — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений. Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания. Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

         Функции классного руководителя:

    1. Организационно-координирующие:

    - обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

    - установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

    - проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

    - взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом общеобразо-вательного учреждения;

    - организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

    - организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

    - стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образо-вания детей;

    - взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;

    - ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

    2. Коммуникативные:

    - регулирование межличностных отношений между обучающимися;

    - установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

    - содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

    - оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

    3. Аналитико-прогностические:

    - изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

    - определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

    4. Контрольные:

    - контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

    - контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

    И, конечно, же, стоит отметить самые употребляемые и распространенные формы работы классного руководителя. В соответствии со своими функциями формы работы с обучающимися следующие:

    1. Индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.)

    2. Групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.)

    3. Коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.) При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:

    - определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;

    - учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;

    - обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой творческой деятельности обучающихся в классе. 

    ДОКУМЕНТЫ / МАТЕРИАЛЫ

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie